Корректоры маневров: Системы динамической безопасности
9 Июня 2005
Ни один современный автомобиль не обходится сейчас без т. н. систем динамической безопасности – специального комплекса устройств, автоматом корректирующего движение автомобиля при высокоскоростном маневрировании, компенсируя ошибки в управлении.
К такому "правильному поведению" машины привычка появляется стремительно, потому от исправности и точной работы системы зависит очень почти все.
Три латинских буковкы
На техническом уровне системы динамической безопасности базируются на системе Абс (Anti-lock Braking System), которая уже фактически стала сейчас штатным оснащением. Напомним, что современная Абс состоит из встроенного в тормозную магистраль гидроагрегата, включающего в себя электронасос и блок электроклапанов, также электрической части, состоящей из 4 датчиков скорости вращения колес и блока управления (ЭБУ). Создание таковой системы отдало конструкторам неплохой инструмент автоматического контроля за колесами, функции которого довольно легко и отлично можно было расширить, распространив, не считая управления торможением, и на другие дорожные ситуации.
Так, с начала 90-х годов на машинах глобальных марок возникают системы, получившие у различных производителей наименования ESP (Electronic Stability Program), DSC (Dynamic Stability Control) и др. Их предназначением стало поддержание правильной и неопасной линии движения автомобиля в поворотах. Для организации таких систем к имеющемуся комплексу Абс были добавлены новые многофункциональные устройства: датчик угла поворота руля, гироскопический датчик, а освеженный ЭБУ получил расширенную "прошивку", позволяющую обсчитывать показания этих устройств и посылать исполнительной группе надлежащие сигналы.
"Способом управления" траекторией в повороте у ESP является автоматическое "подтормаживание" того либо другого колеса, сила которого выбирается ЭБУ исходя из показаний датчиков положения кузова, поворота руля и скорости вращения колес. И если автомобиль устремляется наружу поворота, то гидроагрегат Абс "подтормаживает" одно из "внутренних" (т. е. идущих по наименьшему радиусу) колес, а если "заваливается" вовнутрь – тогда, соответственно, одно из "наружных".
Вобщем, системы динамической безопасности безпрерывно развиваются – производители повсевременно расширяют в их число информационных и исполнительных устройств. К примеру, уже не новостью стали т. н. "датчики дорожного покрытия", сигнализирующие ЭБУ о том, что находится под колесами: влажный либо сухой асфальт, грунтовка, снег, лед и т.
д., исходя из чего блок корректирует свои сигналы "исполнителям". Не считая того, связанные общей шиной управляющие блоки обмениваются информацией и способны действовать "друг через друга", когда ЭБУ Абс может, к примеру, оценивать показания датчика скорости вращения коленвала и, в свою очередь, посылать сигнал блоку управления движком, который автоматом "сбавит газ", синхронизировав это с "подтормаживанием" колес.Дестабилизация
Как и вся авто электроника, системы динамической безопасности очень надежны и выходят из строя достаточно изредка. Но, очевидно, разные сбои и поломки случаются. Сначала, могут появляться задачи с датчиками колес, которые из-за собственного расположения очень мучаются от воды, дорожной грязищи и соли. Все это вызывает коррозию, которая разрушает сам датчик, также, что бывает в большинстве случаев, провод датчика, который "подгнивает" и обрывается. Нередки случаи, когда меж считывающей головкой датчика (недвижной) и т. н. магнитной мишенью (крутится вкупе с колесом) набивается грязюка, отчего показания устройства становятся неправильными.
Пореже мучаются ЭБУ и другие датчики, которые по сопоставлению с колесными находятся в наилучших критериях. Хотя и тут вероятны задачи, приемущественно, с проводкой, которая повсевременно подвергается испытаниям наружной средой. Вообщем, такие вещи как влага, грязюка, соль и т.
п., вызывающие коррозию, оказываются главными неприятелями как для всей автоэлектрики, так и электрической части систем динамической безопасности.Довольно надежен и гидроагрегат, у которого трудности с клапанами и насосом появляются не в особенности нередко. Единственной неувязкой становятся поддельные либо просто низкотехнологичные тормозные воды, которые могут использовать в разных "гаражного пошиба" мастерских, куда обладатель дал чинить свою машину, желая сберечь. Не совпадая по свойствам с предписанной заводом-изготовителем автомобиля, плохая "тормозуха" некорректно нагружает гидроагрегат (как минимум) и, не считая того, может вызывать в нем твердые отложения и "разъедать" уплотнения.
Обо всех проблемах в системе обладателю докладывает особая контрольная лампа на панели устройств, которая сходу после начала движения зажигается, если электроника обнаруживает у себя некий сбой. Изготовлено это сначала для безопасности самого обладателя, который таким макаром оказывается предупрежден, что маневренность машины больше не корректируется. Правда, здесь вероятен один достаточно опасный вариант, когда датчик либо ЭБУ начинает работать некорректно, но сигнал остается "в контрольных параметрах", отчего электроника проблему не лицезреет, и, соответственно, лампа не мигает. Вобщем, таковой случай – последняя уникальность. Кроме этого, даже без мерцания лампы уже на средних скоростях находится, что с маневренностью машины что-то не так, из чего необходимо делать надлежащие выводы.
Кстати, отметим, что выход из строя системы динамической безопасности совсем не значит, что машина здесь же должна улететь в кювет. На многих автомобилях, которым конструкторы желают придать "водительского" нрава, систему вообщем можно отключать вполне и "кидать в заносы" машину по собственному вкусу и удали. (В моделях, построенных для более стабильной езды, система отключается только для троганья на льду либо на укатанном снегу, и после 30 км/ч врубается сама.) Все же неизменная езда с "автоматической корректировкой" довольно скоро делает у обладателя привычку и рефлексы к определенному поведению и определенной маневренности машины, изменение которой может привести к небезопасной ситуации. Потому, если начала мигать контрольная лампа (даже когда нет очевидных конфигураций в маневренности), или просто обнаруживаются какие-то перемены в поведении машины на скорости, не стоит откладывать визит в автосервис.
Дело мастера
По качеству техобслуживания системы динамической безопасности оказываются одними из самых "серьезных", требуя только квалифицированного проф сервиса.
Что, в общем-то, и понятно – уже одно заглавие гласит о прямой ответственности за здоровье находящихся в машине людей. Потому навряд ли стоит экспериментировать на для себя и других, доверяя ремонт системы разным "дешевеньким" маленьким мастерским. В особенности это касается хозяев относительно дешевых машин массовых серий, откатавших гарантийный срок и вышедших "из-под крыла" сертифицированных дилерских сервисов. Здесь возникает возможность и (полностью оправданное) желание сберечь, так как цены на сервис в маленьких мастерских и в дилерских 100 отличаются очень приметно. Но повторим снова: системы динамической безопасности – не то, на чем можно сберегать.Основная причина, по которой система просит сервиса высочайшего класса – необходимость четкой диагностики состояния всех ее узлов и частей, которая вероятна лишь на фирменной станции. Для этого на сертифицированных 100 употребляют особый электрический диагностический щит (они различные для каждой марки автомобиля), который считывает
т. н. "коды ошибок", что дает возможность делать выводы о дефектах системы. При подозрениях на неявный сбой электроники делается проверка с внедрением осциллографа и отказавший датчик либо сбои в ЭБУ находятся таким макаром.
А вот уже сам ремонт на техническом уровне делается довольно легко – подменой вышедших из строя датчиков, электрического блока и гидроагрегата, которые тоже меняют полностью. Потому некие обладатели вышедших с гарантии машин на дилерских 100 делают профессиональную диагностику системы, которая, зависимо от полноты, стоит от восемьсот до два 000 рублей, после этого нужные запчасти отыскивают по магазинам сами и сами же подыскивают мастерскую, где их подешевле поставят.
Но на этом пути целое огромное количество "подводных камешков" – от поддельных запчастей, до непрофессионально выполненных работ по подмене. Так что же единственно надежным вариантом оказывается полный комплекс обслуживания на сертифицированных сервисах – для своей "динамической безопасности". Главное, помните про то, что надо купить колеса в спб, которые возможно предпочесть для лютых морозов, и это возможно будут качественные зимние шины. Для весны рекомендуется купить летние колеса. Безусловно В том случае, когда вы хотите эксплуатировать шины на легковых автомобилях, то купить возможно резину номенклатуры SUV в магазине колес с дешевыми ценами "Мосавтошина". Ну что сказать, помните о покрышках, которые разрешено купить для зимнего сезона, и это должно быть отличные всесезонные колеса. Для лета предлагается купить шины в спб. Так же В том случае, когда вы захотите использовать шины на кроссоверах, то купить легко резину направления SUV в магазине колес с низкими ценами "Шип-Шип Шины".