воскресенье, 6 октября 2019 г.

Привод Робсона для экстремального бездорожья - что это, и как устроено


Привод Робсона для экстремального бездорожья: что это, и как устроено

28 Сентября 2018 20 три тыщи тринадцать

Роликовый привод, он же привод Робсона – необыкновенное техническое решение, используемое разработчиками тс хотя и не очень нередко, но очень обширно. Он встречается и на вездеходах, и на грузовиках, и даже на великах.

ак передается вращающий момент от мотора к ведущим колесам автомобиля?

Привод Робсона для экстремального бездорожья - что это, и как устроено
Средний автовладелец, более-менее разбирающийся в технике, произнесет – на заднеприводной машине момент обычно передает карданный вал, на переднеприводной - ШРУС, а на байке - цепь (а время от времени ремень). Более продвинутые вспомнят гидромоторы, часто используемые там, где не удается проложить жесткий вал, но можно протянуть гидромагистраль – к примеру, на сложной строительной технике. А юное поколение произнесет, что самой современной технологией является мотор-колесо, в каком вообщем нет таковой излишней детали как приводной вал! Они все, непременно, правы, но этими вариациями перечень технических решений не исчерпывается. Одно из любознательных изобретений – роликовый привод колес, нередко именуемый также приводом Робсона.

Роликовый привод колес очень прост и для осознания, и в изготовлении. В простом виде вращающийся от мотора ролик просто прижат враспор к близко расположенной паре колес собственного борта (с обратной – аналогично), и крутит их оба. Это – фрикционный вариант привода Робсона.  Более непростой и поболее верный вариант – зубчатый. В нем ролики и шины колес представляют собой совместимые пары – выступы роликов входят в зубчатое зацепление с подходящим по форме протектором покрышек.

Привод Робсона для экстремального бездорожья - что это, и как устроено
Зубчатый «робсон» обширно употребляют в грозном «котлетостроении», когда проектируются вездеходы для экстремальных критерий. Принципиальный аспект зубчатой схемы – необходимость использования особых шин особенного типа, чей протектор вначале рассчитан на вращение наружным роликом.

Фрикционный же вариант неплох как вспомогательный - он комфортен для дооснащения «робсоном» серийных многоосных машин классической конструкции, типа грузовых тягачей-трехосников на обыденных колесах. Например, на трехосных грузовых машинах с сборкой 6х2 (три моста, из их один ведущий) «робсон» применяется как пассивный механизм. Ролик в данном случае не связан с движком – он по нажатию кнопки из кабины водителя просто прижимается к колесам ведущего и ведомого мостов и как посредник передает вращающий момент от шин ведущего моста на шины примыкающего с ним «холостого». В итоге два моста из 3-х становятся активными, и изначальная схема коробки 6х2 преобразуется в 6х4!

Так делают, если машина предназначается для использования на дорогах с жестким покрытием, но время от времени обязана съезжать на слабенькие грунты, где рискует забуксовать. Заместо дорогого полного привода и зубастой резины используют ролики Робсона вместе с типовыми дорожными шинами. Этот вариант, правда, ограничен в передаче момента из-за риска проскальзывания и годится только для эпизодического внедрения, чтоб не убивать покрышки.

Да, разумеется, что «робсон» - вещь специфичная. Например, для легковушек он совсем бесполезен.

Привод Робсона для экстремального бездорожья - что это, и как устроено
Но в особенных ситуациях он незаменим и позволяет решать ряд принципиальных задач.

Во-1-х, вышеупомянутые грузовики. Сейчас этот привод употребляется в коммерческой технике – как вспомогательный (пассивный) в тягачах (на шоферском жаргоне называемый «медведкой»), так и как основной (активный, с гидромоторами) в спецтехнике, работающей на лесозаготовках – к примеру, в прицепах с ведущими осями, форвардерах и харвестерах. Финский производитель грузовиков Sisu выпускает тягачи с установленным на заводе «робсоном», в качестве функции предлагает его и Volvo, а для тягачей Scania либо DAF ролики с прижимающими гидроцилиндрами делает ряд посторониих европейских компаний. Пассивный привод Робсона позволяет дать тягачу две ведущих оси «малой кровью» - без дорогостоящего второго ведущего моста, раздаточной коробки, дополнительных карданов и остального. Плюс выходит значительная экономия горючего – 2-ой ведущий мост подключается только при буксовании на бездорожье, а на асфальте просто отключается.

Еще одна очень широкая сфера внедрения привода Робсона - строительство вездеходов, машин для чертовского бездорожья – болот, снега в человечий рост, пустынь и тому подобного. Там роликовый привод уже употребляется в его активном виде – зубчатый ролик крутится от мотора и крутит ходовые колеса. «Робсон» позволяет резко понизить массу автомобиля за счет уменьшения числа мостов и карданов, что очень принципиально для вездеходов, а при использовании в качестве колес пневматиков низкого давления к тому же практически отрешиться от подвески. Машины с роликовым приводом очень надежны – подвески нет, а разорвать полуоси, кардан либо раздатку на их фактически нереально, ибо связь колес с движком «мягкая».

Привод Робсона для экстремального бездорожья - что это, и как устроено
Недочеты, очевидно, тоже находятся, куда без их! Много горючего тратится впустую на преодоление трения, а вращающий момент ограничен качествами зацепления в точке «ролик-шина».

Вообщем опыты с роликовым приводом колес – история достаточно древняя. Например, роликовые вездеходы разрабатывала и даже малосерийно производила в первой четверти ХХ века английская компания Armstrong-Siddeley. Но массового распространения таковой тип привода не получил, так как на заре разработок был он только фрикционным, и в качестве основного движителя малопригодным. Ролик крутил колеса за счет трения, будучи очень прижатым к поверхности шины и страдая от сильного проскальзывания в грязищи и глине.

Но во 2-ой половине ХХ века привод Робсона вновь стал увлекателен автоконструкторам – как уже не один раз упомянутый пассивный вспомогательный на грузовиках, так и в качестве активного основного. Население земли равномерно начало пересматривать свое отношение к освоению северных регионов, где гусеничная техника, до этого вовсю утюжившая тундры и оставлявшая на их почвах незарастающие десятилетиями уродливые колеи, начала равномерно вытесняться «гуманными машинами». Последние употребляют так именуемые «пневматики низкого давления» - сверхкрупные (с поперечником от полутора метров и поболее) колеса с большой площадью пятна контакта, дозволяющие проехать по мху, не оставив следов. И роликовый привод с его малым весом, простотой и высочайшей надежностью оказался здесь очень кстати. Кроме высочайшей механической отказоустойчивости достоинством стало отсутствие снаружи машины редукторов, заполненных маслом – колесных редукторов и основных передач в мостах.

Привод Робсона для экстремального бездорожья - что это, и как устроено
Обычно, эти узлы требуют особенного внимания после хоть какого контакта с водой, а на машинах с роликовым приводом колес все элементы, боящиеся воды, укрыты снутри герметичного корпуса-«лодки». Благодаря таковой сборке большая часть «роликовых» вездеходов отлично плавают и не требуют обслуживания после преодоления каждого болота либо другого водоема.

Сейчас в нашей стране с десяток компаний делают серийные (хотя серии и невелики) вездеходы на базе роликового привода – машины под марками Беркут, Тром, Странник, Стражник и другие. Эти вездеходы используются нефтяниками, газовиками, геологами, экологами, на маленьком плече (до 100 км) нередко с фуррором заменяя узнаваемый северный «летучий грузовик» Ми-8, чьи рейсы сверхизбыточно дороги по амортизации и горючему. А роликовый пневмоход с дизельком на полтора-два литра доползает с этим же грузом еще дешевле!

Нередко употребляют «robson drive» и гаражные самодельщики, которые делают такие вездеходы себе, живя в бессчетных грозных и отдаленных регионах страны. К слову, подразумевается, что в самом не далеком будущем в законе «О развитии Арктической зоны Русской Федерации» будет прописан полный запрет передвижения по тундре и лесотундре механизированного транспорта, нарушающего почвенно-растительный покров, что совершенно точно выпихнет из Арктики гусеничные машины.

Ну а еще нельзя не упомянуть «малые формы» роликового привода. Отлично известен, например, именитый французский моторизованный велик VeloSolex, производившийся 10-ки лет, с одна тыща девятьсот 40 6 года по 1988, и возрожденный в 2000-е в виде китайских клонов.

В конструкции VeloSolex, также его бессчетных фабричных копий и кустарных самоделок 30-50-кубовый бензиновый двухтактный моторчик устанавливался на переднюю вилку велика и резиновым роликом на валу прижимался к поверхности шины – «робсон» в чистом виде! Зубчатый контакт не употребляется - применяется рядовая серийная велошина, но в критериях  асфальта чисто фрикционного контакта велику полностью довольно.

Безусловно, купить резину в спб, которую не возбраняется избрать для пасмурной погоды, и это возможно будут великолепные всесезонные колеса. Для зимы советуем купить шины в спб. В прочем Раз вы возжелаете использовать шины на кроссоверах, то купить возможно шины категории Sport Utility Vehicle в магазине шин с лучшими ценами "Хорошие колеса". Так же купить резину в спб, которую не запрещается приобрести для лютых морозов, и это может быть будут фирменные зимние колеса. Для зимы рекомендуется купить шины в спб. Так же при условии,что вы возжелаете эксплуатировать покрышки на джипах, то купить лучше резину направления класса "внедорожников" в интернет магазине шин с лучшими ценами "Питер Шина".