воскресенье, 6 октября 2019 г.

А у нас в моторе газ - чем увлекателен новый движок ЯМЗ-530 CNG


А у нас в моторе газ: чем увлекателен новый движок ЯМЗ-530 CNG

15 Ноября 2016 30 четыре тыщи 500 три

Совершенно не так давно в Ярославле стартовало создание новых моторов ЯМЗ-530 CNG. Попробуем разобраться, что же это все-таки за моторы, в чём их особенность, и почему придётся временами открывать клапанную крышку.

Три нерусские буковкы

А у нас в моторе газ - чем увлекателен новый движок ЯМЗ-530 CNG

ядные четырёх- и шестицилиндровые дизельные моторы семейства ЯМЗ-530 уже издавна известны знатокам российскей грузовой и коммерческой техники. В различных модификациях этот мотор стоит на автобусах ПАЗ, КАвЗ и ЛиАЗ, среднетоннажных грузовых автомобилях ГАЗ и МАЗ. А чем отличается мотор CNG?

CNG – это compressed natural gas, что в переводе с языка Шекспира на язык Пушкина значит «сжатый природный газ». У нас его ещё время от времени именуют компримированным. Желание сделать мотор, работающий на этом горючем, появлялось не один раз. Но обычно всё заканчивалось на желании, потому что процессы в бензиновом моторе очень отличаются от таких же в газовом. Чуток более подходит на роль донора дизель, да и там не всё просто. Хотя бы с зажиганием: свеч зажигания-то нет, как поджечь газ? И всё же газовый мотор был сотворен, причём в качестве базы избрали конкретно дизельный ЯМЗ-530. Подетальная унификация газового мотора с дизелем составляет 90%, но все же, эти агрегаты очень отличаются. И сначала, естественно, системой впуска.

Как работает газовый мотор?

Через запорный клапан газ попадает в фильтр высочайшего давления. Оттуда он идёт в газовый редуктор с датчиком давления, где давление понижается с двести до 6 атм. Потом через фильтр низкого давления газ поступает в рампу.

А у нас в моторе газ - чем увлекателен новый движок ЯМЗ-530 CNG
Здесь тоже есть два датчика: давления и температуры. Следом идёт форсунка, и здесь уже пора бы подойти воздуху.

Он тоже проходит не самый обычной путь: из дросселя воздух поступает во впускной нагреватель и – тоже через датчики давления и температуры – попадает в камеру сгорания. И здесь появляется вопрос: как поджигать смесь? Степень сжатия – 12,5 – совершенно не дизельная. Пришлось ставить свечу, но чтоб не очень очень поменять блок, свеча стоит прямо в клапанной коробке. Другими словами для подмены свеч крышку придётся снимать – такая вот особенность.

В самом моторе тоже есть весь нужный набор датчиков: положения распредвала, положения коленвала, давления и температуры масла, температуры охладителя, ну а на выпуске – датчик положения клапана EGR. И уж если мотор турбонаддувный, другими словами во впускной системе и турбина, и интеркулер – здесь всё потому что у обыденных моторов. Управляет работой канадский блок Westport. Кстати, эта же компания и стала партнёром ЯМЗ в деле разработки газового мотора. И уж если на то пошло, то зарубежных компонент в этом агрегате довольно.

В системе топливоподачи стоят форсунки Nikki, топливный фильтр низкого давления – Parker, регулятор давления горючего – Emer, топливный фильтр высочайшего давления тоже изготовлен компанией Westport. В системе зажигания стоят катушки зажигания Marshall, а сами свечки – Bosch. Последней же фирме принадлежат и все датчики, и дроссельная заслонка. Турбокомпрессор сделал Borg Warner, насос гидроусилителя и шестерни – ZF, клапаны и вкладыши – Mahle, водяной и масляный насосы – OMP, крышку ГБЦ с прокладкой – Dana, маслосъёмные колпачки – Freudenberg.

Казалось бы, для чего столько иноземцев? Во-1-х, некие детали экономически прибыльнее брать у поставщиков, чем осваивать их создание. Ну а выбор Westport (этой же канадской компании принадлежит и блок управления движком) обусловлен и того больше: спецы конкретно этой конторы приложили руки к созданию газовых моторов Volvo, Cummins, Caterpillar, Kenworth и неких других.

Чем больше – тем лучше

Так же, как и в случае с схожими моторами ЯМЗ-530, речь идёт не об одном движке, а о целой линейке.

А у нас в моторе газ - чем увлекателен новый движок ЯМЗ-530 CNG
Какими же будут эти газовые моторы?

Для среднетоннажных автомобилей и автобусов среднего класса предлагается несколько четырёхцилиндровых моторов, объём которых составляет 4,43 литра. Это моторы ЯМЗ-53414, ЯМЗ-53424 и ЯМЗ-53444. Они все – четырёхтактные, турбонаддувные и с зажиганием свечой. Система топливоподачи – многоточечный и фазированный впрыск с электрическим управлением. Мощность первого мотора составляет 100 70 л.с., 2-ух вторых – 100 50 л.с. А вот вращающий момент, напротив, совпадает у 2-ух первых моторов (590 Нм) и чуток меньше у последнего – четыреста девяносто три Нм.

Шестицилиндровые моторы предлагают ставить на авто и автобусы огромных классов. Их тоже три, и они все, очевидно, рядные. Система топливоподачи вточности такая же, как и у «четвёрок», но объём больше – 6,65 литра. Движки имеют маркировку ЯМЗ-53604, ЯМЗ-53624 и ЯМЗ-53644. 1-ый мотор – самый мощнейший, он развивает триста двенадцать л.с., наибольший вращающий момент – один 220 Нм. Мощность второго – двести восемьдесят 5 л.с. (1 100 30 Нм), третьего – двести 50 восемь л.с. (1 восемьдесят Нм).

Моторы тяжело именовать малогабаритными. Габариты ЯМЗ-534 – 895х717х960 мм. Шестицилиндровый мотор, естественно, существенно длиннее, а вот другие габариты не очень отличаются от «младшего брата»: 1154х762х961 мм.

Резюмируем: всего будет предложено 6 моторов Евро-5 с мощностью от 100 50 до триста двенадцать л.с. Это просто отлично, но хозяев автомобилей с такими моторами больше всего будет заинтересовывать цена обслуживания и их ресурс.

А у нас в моторе газ - чем увлекателен новый движок ЯМЗ-530 CNG
Потому что моторы только начали выпускать, ещё ни какой-то из них не отъездил даже до первого ТО. Но основными данными производители уже поделились.

Так, обещанный ресурс 4,43-литровых моторов – более семьсот тыщ км. А вот шестицилиндровые должны служить подольше – до девятьсот тыщ. Периодичность ТО будет зависеть от критерий эксплуатации – это нормально для коммерческого транспорта. Для автомобилей и автобусов, эксплуатация которых проходит в городских критериях, пробег до первого ТО составляет пятнадцать тыщ км, для междугородной техники – 25. Предстоящая периодичность также отличается: 30 тыщ для городка и 50 – для трассы. Как это будет происходить в реальной жизни, мы ещё увидим, но позднее. А пока поглядим, что было изготовлено для запуска производства.

Серьёзному проекту – серьёзные инвестиции

500 миллионов рублей

Инвестиции в создание мотора ЯМЗ-530 CNG

Некие могут сказать: подумаешь, взяли дизель, прикрутили к нему ГБО и посиживают, радуются. Глубочайшее заблуждение, господа! Работа газового мотора так же отличается от дизеля, как дизель от бензина. Тем паче, что перед конструкторами стояла задачка сделать мотор на газе (который как горючее существенно дешевле и бензина, и солярки), но без утраты его мощности, которая так не нравится обладателям машин на обыкновенном ГБО. Потому движок CNG – это всё же новый агрегат, пусть даже и базирующийся на древнем хорошем 530-м. И вложиться в его создание пришлось серьёзно: ушло на это 500 миллионов рублей, часть которых потрачена на серьёзную модернизацию имеющегося производства. К примеру, для выпуска газовых моторов дооснастили линию обработки головки цилиндров, модернизировали щит тесты головки цилиндров на плотность и приспособления для обработки дюралевых и железных деталей.

А у нас в моторе газ - чем увлекателен новый движок ЯМЗ-530 CNG
На линию сборки поставили новейшую станцию проверки на плотность газовой системы мотора, причём интегрировали её уже в существующую линию сборки ЯМЗ-530: газовые моторы выпускают в одном потоке с дизельными. Для испытаний движков CNG оборудован отдельный бокс.

Есть достаточно весомые основания полагать, что ЯМЗ-530 CNG будет нужным агрегатом. Им планируют оснащать автобусы ПАЗ, ЛиАЗ, МАЗ и КамАЗ, также грузовую технику ГАЗ, УРАЛ, МАЗ и КамАЗ. Стоимость газового мотора выросла по сопоставлению с ценой на дизельный ЯМЗ-530 на 30%.

Догадки о цены эксплуатации техники с газовыми моторами оптимизм вселяют, но всё же числа будут зависеть от критерий эксплуатации машин и автобусов. Обещают, что экономия на горючем может достигать 50%. Полностью может быть, но кроме газовых моторов необходимы ещё и газовые заправки, которых пока не настолько не мало.

К две тыщи девятнадцать году планируется приготовить дизели ЯМЗ-530 к переходу на Евро-6. Сия участь не минует и моторы CNG – к этому времени они должны удовлетворять новым экологическим нормам, ведь заводчане рассчитывают завоёвывать долю на интернациональных рынках, в том числе – и при помощи газовых моторов. А здесь уже без Евро-6 не обойтись.

Ну что сказать, помните о шинах, которые не возбраняется предпочесть для ледяной весны, и это быть может фирменные всесезонные шины. Для зимы советуем купить новые колеса. В прочем ежели вы пожелаете эксплуатировать покрышки на джипах, то купить возможно покрышки направления Sport Utility Vehicle в магазине шин с дешевыми ценами "Мосавтошина". Безусловно, купить резину в спб, которую разрешено купить для лютых морозов, и это возможно будут великолепные всесезонные шины. Для весны рекомендуем купить шины в спб. В прочем Раз вы пожелаете использовать шины на кроссоверах, то купить лучше покрышки категории Sport Utility Vehicle в интернет магазине колес с низкими ценами "Колесо".