воскресенье, 6 октября 2019 г.

Когда утопают танки. Шнековый вездеход ЗИЛ-4904


Когда утопают танки. Шнековый вездеход ЗИЛ-4904

24 Ноября 2014 шестьдесят 5 тыщ шестьдесят 5

Что круче на бездорожье: "зубастый" протектор, шины сверхнизкого давления, гусеницы, воздушная подушка? Русские инженеры из КБ Грачева обосновали, что ничего круче шнеков от мясорубки быть не может.

Фото: Артём Попович, военно-технический музей

Когда утопают танки. Шнековый вездеход ЗИЛ-4904

Как любопытно бывает иногда листать позабытые странички истории российского автопрома. Ей богу, занятие это уж точно более захватывающее, чем поход на очередной бестселлер. Сейчас как раз таковой денек, так что наливайте чай, берите печенюшки. Мы отыскали нечто вправду крутое и побеседуем сейчас — вы готовы? — о шнекороторных снегоболотоходах ЗИЛ.

Что такое шнекоротор и когда он появился?

Принцип поступательного движения, основанного на вращении винта, известен с незапамятных времен, а 1-ые работоспособные экземпляры "шнекоходов" появились еще в XIX веке, в разгар научно-технической революции. Современному мещанину проще всего привести аналогию с мясорубкой. Остался у вас кое-где в хозяйстве этот металлической монумент русской легкой индустрии? Вот эта штучка, которая в его недрах превращала мясо в фарш, и есть шнек. Если по-научному, то "стержень со сплошной винтообразной поверхностью вдоль продольной оси". Придуман как такой он был еще Архимедом для его водоподъемной машины.

Как начал развиваться моторизованный транспорт, стало понятно, что и колесо, и гусеница — это, как ни ухищряйся, далековато не всегда гарантия попадания из точки А в точку В, так как меж точками может быть совершеннейший ад. Который, кстати, и авиации не всегда под силу — ввиду погодных критерий.

Один из ярчайших примеров ранешнего шнекохода, о котором сохранились фото- и видеосвидетельства — Fordson Snow Machine, построенный в одна тыща девятьсот 20 девять году. Но выдумали шнекоход еще ранее: патент на изобретение тс, где в качестве движителя употребляется пара винтов Архимеда, приобретенный Якобом Моратом, датирован одна тыща восемьсот шестьдесят восемь годом.

Шнекороторы в Рф и СССР

1-ый русский опыт сотворения подобного транспорта относят к одна тыща девятьсот году, когда Ф.

Когда утопают танки. Шнековый вездеход ЗИЛ-4904
Дергинт получил патент на сани с винтом-шнеком. В Русском Союзе "шнекоходостроением" занимались в Политехническом институте в Горьком, также на ЗиЛе, поточнее — в особом конструкторском бюро, которым управлял Виталий Андреевич Грачёв. Знаменитое СКБ Грачёва в протяжении многих лет создавало уникальные вездеходы — колесные, гусеничные и шнекороторные. Герой нашей фотосессии и рассказа — ЗИЛ-4904, самый большой зиловский шнекороторный снегоболотоход, также узнаваемый под заводским обозначением ПЭУ-3.

Правильное заглавие этого чуда вправду звучит как "шнекороторный снегоболотоход". Испытатели же называли такие машины еще короче — "шнек". На данный момент машина, которую вы видите на этих снимках, принадлежит Муниципальному военно-техническому музею, тут она обрела свое неизменное пристанище. Это уникальный эталон, построенный в единственном экземпляре. Работа над ним велась под управлением конструктора А. П. Селезнёва и была завершена в одна тыща девятьсот 70 два году.

ЗИЛ-4904 виделся создателям как верхушка модельного ряда, машины которого должны употребляться поисково-спасательными службами, геологами, нефтяниками, исследователям Последнего Севера — всеми, кто имеет дело с полным бездорожьем.

Как она устроена?

Шнеки сделаны дюралевого сплава Амг-61, который обеспечил легкость и крепкость конструкции. Обычно шнеки снутри полые или заполнены полимером, потому такие вездеходы "по дефлоту" являются амфибиями.

Когда утопают танки. Шнековый вездеход ЗИЛ-4904
Не был исключением и огромный ЗИЛ-4904, у которого длина каждого шнека равнялась 6 метрам, а поперечник — полутора метрам. Во вращение эти "мясорубки" приводились парой V-образных 180-сильных бензиновых моторов ЗИЛ-375, которыми оснащались внедорожные грузовики "Урал". Движки были обустроены предпусковыми подогревателями.

Чтоб передать вращающий момент на винты-шнеки, была выдумана коробка, состоящая из раздаточной коробки и главной передачи, редуктор которой распределял момент на две бортовые передачи, вращавшие любая собственный шнек. А поворот производила система рычагов, сухих многодисковых фрикционов и тормоза главной передачи. Шофер мог вынудить машину двигаться в любом направлении — вперед, вспять, вбок, поворачивать по дуге либо разворачиваться на месте. Принцип поворота тот же, что и у гусеничного транспорта, за счет подтормаживания 1-го из бортов, но маневренность и проходимость "шнека" выходит на порядок выше.

Кабина ЗИЛ-4904 сделана из стеклопластика, а водонепроницаемый корпус, в который упрятаны агрегаты, металлической, с аварийной системой откачки воды. Громила имела оснащенную массу выше семь тонн и могла перевезти 2,5 тонны груза.

Как она едет?

Наибольшая скорость шнекохода невысока — непосредственно у ЗИЛ-4904 она составляет шестнадцать км/ч по снегу, 10,5 км/ч по воде и 7,3 км/ч по болоту. Но на практике с этими скоростями машина может двигаться по хоть какой поверхности, не теряя маневренности, одномоментно разворачиваясь на месте, пересекая целину, болота, топи, бурелом, полыньи... Другими словами вы осознаете? Пересекая Вообщем ВСЁ.

По сути, эту штуку даже не с чем сопоставить, так как наилучший гусеничный вездеход утопает там, где она бодро едет, а судно на воздушной подушке вообщем не пройдет там, где пройдет "шнек", ну и по маневренности, мягко говоря, "шнеку" уступит. Чем больше нужно месить, тем шнекоротору лучше — больше зацеп. Потому по замерзшему льду озера либо реки он еще пройдет, а вот по асфальту...

Почему винт-шнек не одолел гусеницу?

Ответ вы уже понимаете: так как "шнек" не может двигаться по асфальту, бетону и даже щебню — от этого разрушаются сами шнеки, ну и дорожное покрытие мучается значительно.

Когда утопают танки. Шнековый вездеход ЗИЛ-4904
Гусеница тоже не очень щадит асфальт, но ее можно "обуть" в резиновые накладки, а шнеки — нельзя. Если честно, с современной "зеленоватой" точки зрения, "шнеки" и природе вредят серьезно, так как разбивают почву и корневую систему деревьев, как ни одно другое тс.

К тому же наибольшая скорость движения шнекохода, даже самого резвого, всего порядка 30 км/ч. И у него совсем нет подвески. И пара очень звучных движков. В сумме выходит, что "цивильный" вариант использования фактически исключен, транспортная функция ограничена определенной локацией и область предназначения "шнека" — только узенький сектор полного бездорожья, до которого еще не добрался Гринпис. "Но не таковой уж это и узенький сектор", — поразмыслил на данный момент каждый россиянин, и он совсем прав.

Вроде бы там ни было, а к месту использования вездеход ЗИЛ-4904 доставляли особым трехосным прицепом-эвакуатором на внедорожных шинах, который буксировал ЗИЛ-131. Машину успели испытать в 2-ух вариантах — пассажирском ПЭУ-3А, который вмещал восемь человек, и грузовом ПЭУ-6Б, перевозившим в тентованном кузове до 2,5 тонны. Но области внедрения этому великану в конечном итоге так и не отыскали.

Как использовали идею "шнека" далее?

По сути ЗИЛ-4904 почти во всем был только "пробой пера" для профессионалов бюро, которым управлял В. А. Грачёв. Большая часть наработок по ЗИЛ-4904 — материал шнеков, принципная схема коробки, сборка органов управления — потом понадобились в разработке более легкого шнекохода ЗИЛ-2906 и его "эволюции" ЗИЛ-29061 с 2-мя 70-сильными движками ВАЗ.

Более того, на этом "потомке" инженеры ЗИЛ набрали таковой ход, что в 1980-х включили ЗИЛ-29061 в уникальный поисково-спасательный комплекс, в который, кроме "шнека", заходила пара автономных шестиколесных вездеходов, перевозивших шнекоход и людей. "Комплекс-490" предназначался для... розыска и транспортировки астронавтов из посадочного места! Но об этой уникальной разработке, носившей романтичное заглавие "Голубая Птица", мы тщательно поведаем в другой раз, а пока, в качестве затравки, поглядите кинофильм о работе "комплекса-490".

Наши деньки

Можно помыслить, что сама мысль "шнека" осталась далековато в прошедшем, превратившись в некоторый аппендикс истории вроде вымерших динозавров. Это совершенно не так! Шнекоходы строят до сего времени и даже пробуют создавать гибридные вездеходы, способные передвигаться по асфальту.

Когда утопают танки. Шнековый вездеход ЗИЛ-4904
А случись у нас на планетке какой-либо апокалипсис (не дай боже) — все на шнекоходы пересядем, друзья!.. Шуточка, конечно. Не все.

Главное, не забывайте про то, что надо купить колеса в спб, которые допускается наметить для зимы, и это быть может крепкие всесезонные колеса. Для лета рекомендуется купить летнюю резину. Безусловно Раз вы хотите эксплуатировать колеса на грузовых авто, то купить шины в спб направления "Спортивно Улитарного автомобиля" в магазине резины с дешевыми ценами "Склад Шин". Так же не забывайте про то, что надо купить зимние покрышки, которые не запрещается наметить для зимнего сезона, и это быть может крепкие зимние покрышки. Для весны советуем купить новые шины. Вероятно когда вы возжелаете использовать колеса на грузовых авто, то купить шины в спб категории SUV в магазине колес с лучшими ценами "Шинсервис".