воскресенье, 6 октября 2019 г.

авто журнальчик (23)


БелАЗу "ударило" 55!

20 Августа 2003

Пару лет вспять на один апреля я опубликовал заметку о том, что США заказали пару сотен БелАЗов для укрощения Ниагарского водопада. Как бы ясно, что розыгрыш. А нет, нашлись те, кто воспринял абсурдную информацию серьезно. Ну а сейчас – шуточки в сторону: Белорусскому авто исполнилось 50 5 лет.

Пару лет вспять на один апреля я опубликовал заметку о том, что США заказали пару сотен БелАЗов для укрощения Ниагарского водопада. Как бы ясно, что розыгрыш. А нет, нашлись те, кто воспринял абсурдную информацию серьезно. Ну а сейчас – шуточки в сторону: Белорусскому авто исполнилось 50 5 лет.

Гордость бывшего СССР, Белорусский авто завод размещен в городке Жодино Минской области на площади 100 шестнадцать га. Когда-то в его 24-х цехах работали двенадцать тыс. человек, которые собирали в год до 5.3 тыс. автомобилей. На данный момент на заводе 7.3 тыс. работников, которые выпускают около один тыс. карьерных самосвалов в год. Управляет предприятием гендиректор ПО "БелАЗ", Герой Беларуси, доктор технических наук Павел Лукьянович Мариев.

БелАЗ был образован в одна тыща девятьсот 50 восемь году. И началась его история с того, что в Жодино перенесли создание известного "четвертака" – 25-тонного самосвала МАЗ-525, ранее выпускавшегося в Минске. Машина была та еще. Никаких гидроусилителей и пневмоподвесок сидений не было и в помине, а тряска при езде по скальным породам была такая, что позвоночник не выдерживал. Чтоб облегчить собственный труд, шоферы управляли машиной… стоя. Но все равно проф болезнями водителей тех лет был не только лишь остеохондроз, да и опущение желудка.

В конструктивном плане автомобиль был тоже далек от совершенства: под нагрузкой у него горели тормозные накладки, от вибрации выходили из строя приборы. Но еще огромные задачи обнаружились после отправки первой партии МАЗ-525 на экспорт в Индию. Заказчики посетовали на то, что у машин не переключаются передачи. Отправили наших профессионалов – все в порядке, переключаются. Оказывается, у индусов не хватало физических сил переместить тугой рычаг КП. Порекомендовали им есть больше мяса и почаще подымать тяжести. Молвят, водителей в добровольно-принудительном порядке направили в тренажерный зал…

В одна тыща девятьсот шестьдесят году основным конструктором завода назначили Золя Львовича Сироткина, который совместно с сотрудниками в свободное от основной работы время спроектировал 27-тонный БелАЗ-540 – тот, который длительное время был визиткой предприятия и гордостью всего томного машиностроения. Вообщем, глобальная общественность должна снять шапку перед умными головами тех лет: наши спецы запатентовали одноместную кабину и самосвальный кузов ковшового типа. От неверных решений вроде трехосного МАЗ-530 пришлось отрешиться, а векторным направлением развития стала концепция малогабаритного карьерника, первым из которых стал БелАЗ-548А.

Вобщем, жодинцы собственного не упустили и ухитрились сделать несколько любознательных машин. Был даже 65-тонный дизель-троллейвоз БелАЗ-524 с токосъемником, как у троллейбуса. Но "рогатый" в серию не пошел: ну кто станет тянуть провода по карьерным разрезам. Зато 1-ые машины успели изумить минчан и защекотать им нервишки – они испытывались на троллейбусных линиях белорусской столицы. Развитие модельного ряда сдерживало отсутствие шин, выдерживающих нагрузку в 60-65 т. Тем временем ветвь добивалась карьерных машин увеличенной грузоподъемности. Выход отыскали в разработке самосвального автопоезда. А скоро выстроили и углевоз с донной разгрузкой. Когда же в конце концов появилась подходящая шина, к одна тыща девятьсот 70 году разработали 75-тонник БелАЗ-7509.

В одна тыща девятьсот 70 четыре году на завод пришел его сегодняшний главный конструктор Александр Николаевич Егоров. Выпускник Белорусского политеха начал с должности мастера механосборочного цеха №1 и уже спустя три года перебежал в отдел головного конструктора. На его памяти – создание в одна тыща девятьсот 70 четыре году опытнейшего эталона 80-тонного самосвала, а всего через два года – уже 120-тонного. Правда, этот опыт оказался плохим. Попытка бросить узлы нетронутыми и обойтись сдвоенной ошиновкой фронтальных колес привела к тому, что машина отличалась слабенькой устойчивостью, лишней поворачиваемостью и склонностью к опрокидыванию. В конечном итоге она так и не вышла с местности завода. Серийный 120-тонник, БелАЗ-7519, появился позднее и потом стал "лучшей" моделью.

Прошло не настолько не мало времени, и жодинцы замахнулись на машину грузоподъемностью 100 восемьдесят тонн, при этом на сто процентов из российских девайсов. В одна тыща девятьсот восемьдесят один году появился БелАЗ-7521, и всего через два года он уже трудился в объединении "Якутуголь".

Светлая жизнь заводчан завершилась в эру перестройки. И если б не древняя гвардия, отдавшая заводу всю свою энергию, как знать, что выпускал бы на данный момент этот гигант – молотки да "буржуйки", чугунные котелки да сковородки… Но обошлось. На данный момент БелАЗ заходит в семерку больших в мире концернов по производству карьерных самосвалов, при этом ему принадлежит 30% рынка.

В текущее время завод выпускает карьерные самосвалы грузоподъемностью от 30 до двести 20 тонн, также технику для обслуживания карьеров: передние погрузчики, колесные бульдозеры и манипуляторы, поливооросительные машины, тягачи-эвакуаторы. Есть в его ассортименте и техника для подземных работ – шахтные вагоны, механические укрепляй для лавовых комплексов. Марку БелАЗ носят также тяжеловозы и шлаковозы для металлургических компаний, аэродромные тягачи и другая спецтехника. У каждой машины, как и у человека, считает главный конструктор, своя судьба. На теоретическом уровне цикл разработки новейшей модели составляет три года: год на разработку документации, год на тесты и год на устранение недоработок. Так было с автомобилями грузоподъемностью 80, 110, 100 20 и 100 восемьдесят тонн. Но некие модели прошли более длиннющий путь от кальки до металла. К примеру, работа над 55-тонником началась в одна тыща девятьсот восемьдесят 6 году, а модель пошла в создание исключительно в две тыщи году.

В плане ОГК текущего года – разработка машины грузоподъемностью триста 20 тонн. По существу, это не предел. По традиционной схеме 4х2 на 6 шин можно поставить 400-тонник. "В принципе, – гласит Александр Николаевич, – можно "дожать" и до одна тыща тонн, только кому это нужно…" Вправду, создавая очередной гигант, необходимо верно представлять для себя несущую способность дороги, размер ремзоны и массу других причин, без которых погоня за грузоподъемностью – мартышкин труд. Но в том, что мысль не бредовая, я удостоверился, когда увидел на столе головного конструктора набросок двухосного 12-колесника с двухсторонней боковой разгрузкой. Такое решение препядствия грузоподъемности предложил Институт горного дела Екатеринбурга.

Наша родина вообщем здорово выручает БелАЗ, выкупая у него львиную долю выпускаемой продукции, в то время как в самой Белоруссии только два заказчика БелАЗов (либо 2%). Выходит, нам нельзя друг без друга?! С деньком рождения, БелАЗ! Счастья и радости твоим труженикам!

Справочная информация

Гигантомания.

Собственная масса БелАЗ-75306 грузоподъемностью двести 20 тонн составляет 100 50 тонн. Мощность мотора – две тыщи 500 л.с. Емкость топливного бака – три тыщи л. Габаритный поперечник поворота – 30 четыре м. Геометрическая вместимость стандартной платформы – девяносто два м3, с "шапкой" – 100 30 м3. Чтоб перевезти таковой автомобиль в разобранном состоянии, нужно 5 жд платформ.

Валютный вопрос.

Цена самого малеханького жодинского монстрика – около 100 тыс. баксов США. Вообщем, стоимость находится в зависимости от грузоподъемности. К примеру, у белазовцев она колеблется в границах $2,35-4,60 за один кг грузоподъемности. У наиблежайшего соперника, компании Liebher, этот показатель составляет $6,85-6,92, а у Caterpillar равен $11,2-14,4. Но следует подразумевать, что характеристики "плавающие". Ни о каком демпинге со стороны жодинцев речь не идет: просто они назначают стоимость только за саму технику, а их соперники – к тому же за сервисное сервис, и за техническое сопровождение.

Так же помните о шинах, которые не возбраняется отобрать для лютых морозов, и это возможно будут великолепные летние колеса. Для лета предлагается купить новые колеса. Вероятно когда вы пожелаете использовать шины на легковых автомобилях, то купить шины в спб номенклатуры Sport Utility Vehicle в интернет магазине колес с дешевыми ценами "Вирбак". Так же не забывайте про то, что надо купить шины в спб, которые не запрещается приобрести для холодной поры, и это может быть будут крепкие летние покрышки. Для весны советуем купить летние колеса. Вероятно если вы возжелаете эксплуатировать колеса на джипах, то купить шины в спб направления класса "внедорожников" в магазине резины с низкими ценами "Шины Питер".