Позабытый НАМИ-1101 «Василёк»: переднеприводный предок «Жигулей», вдохновлённый Mini
14 Апреля 2019
Экспериментальный переднеприводный автомобиль НАМИ-1101 длительное время оставался потаенной русской авто индустрии. Упоминания о нём один-два раза мерцали в журнальчике «За рулём» и в книжке Л.М. Шугурова «Автомобили страны Советов». Кое-где всплывало его рисованное изображение – боковая проекция маленького двухобъёмного кузова, а за машиной стоял мужик в модном костюмчике 60-х и тёмных очках. Кое-где перескочила информация, что у этой машины было имя собственное «Василёк». Не так давно мне удалось отыскать подробную информацию о проекте НАМИ-1101. Малогабаритный переднеприводный хэтчбек российскей разработки посреди 60-х предлагался, как кандидатура будущим Жигулям и рассматривался в этом качестве коллегией Министерства авто индустрии СССР.
так, сейчас мы можем сказать уверенно – французский автомобиль Рено 16, который успел обрасти репутацией «альтернативных Жигулей», не мог оказаться на месте FIAT-124 на конвейере в Тольятти. Возможность его массового производства в СССР в одна тыща девятьсот шестьдесят 6 году не рассматривалась. Но переднеприводная кандидатура Жигулям всё же была! Причём, совсем внезапная.
Когда вышло постановление правительства о строительстве в СССР завода производительностью 500 тыщ автомобилей в год, главный конструктор по легковым автомобилям НАМИ Михайлович Фиттерман выступил со смелым предложением: можно не брать лицензию ни на какую иномарку. Наши конструкторы способны спроектировать базисную модель для массового производства своими силами. Эти слова Фиттерман подкрепил делом. В НАМИ разработали технический проект, составили техно характеристику и вычертили общую сборку этого автомобиля. Поначалу он проходил по документам, как НАМИ-0124, позже ему дали индекс по новейшей отраслевой нормали – НАМИ-1101 и НАМИ-11011.
Меж Москвичом и Запорожцем
С чего начинается конструирование новейшей модели автомобиля? Совершенно не с поисков «внешнего дизайна», как это задумываются непрофессионалы. Сначала, составляется примерная техно черта будущей модели. Принципиально, к какому классу будет относиться новенькая машина. Исходя из этого, для легкового автомобиля намечается размерность пассажирского салона. Дальше определяется сборка. А именно, размещение мотора и тип привода на ведущие колёса. Принципиальный момент – выбор габаритов, размера колёсной базы и колеи. От этого зависят главные характеристики – сухая и полная масса машины, а зависимо от их, чтоб обеспечить требуемые тяговые и скоростные свойства, рассчитывается, какими должны быть мощность и рабочий объём мотора.
Новый массовый автомобиль, по плану, был должен занять промежуточное место в типаже меж Запорожцем ЗАЗ-966 и Москвичом-408. Все размеры салона конструкторская группа, собранная в НАМИ Фиттерманом, собралась сделать такими же, как у испытанного временем автомобиля Москвич-407. Расстояние от ветрового до заднего стекла, ширина на уровне плеч водителя и пассажиров, расстояние меж фронтальным и задним сиденьями, высота от пола и от подушек сидений до потолка в точности повторяли те же характеристики 407-го. При всем этом с сухой массой автомобиля следовало уложиться в предел восемьсот кг, другими словами новенькая модель должна была стать приблизительно на 100 кг тяжелее, чем ЗАЗ-966.
Для понижения массы и уменьшения габаритной длины, предлагался кузов без выступающего багажника, с торцевой дверью задка и складываемым задним сидением. В 60-х такие кузова появились на европейских малолитражках. Слова «хэтчбек» в лексиконе ещё не было, и их у нас звали полу-универсалами. Большой резерв для уменьшения габаритов и массы Фиттерман лицезрел в применении сборки с приводом на фронтальные колёса и поперечным расположением агрегата. Его побуждал британский Mini, сделанный в одна тыща девятьсот 50 девять году Алеком Иссигонисом.
Mini
Фиттерман числился опытным конструктором. До войны он работал на ЗИСе, к примеру, проектировал 1-ый русский троллейбус «Лазарь Каганович» (ЛК-1). Он прошел путь до головного конструктора ЗИСа, координировал работы над послевоенными ЗИС-110, ЗИС-150, автобусами, военными машинами, к примеру, БТР-152. Сначала 50-х его арестовали по мнимому обвинению, он был осуждён, отбывал срок «на зоне», но в одна тыща девятьсот 50 четыре году вышел по амнистии, поступил на работу в НАМИ, где ему поручили «легковую» тему.
Он работал над транспортёром фронтального края и инвалидными машинами с общим силовым агрегатом. Правда, базисную модель грядущего Запорожца, автомобиля общего использования с теми же движком и коробкой, моделировал не Фиттерман в НАМИ а Александр Фёдорович Андронов на МЗМА. Но бессчетные иномарки-аналоги грядущего ЗАЗа испытывали в НАМИ под управлением Фиттермана. Он даже опубликовал книжку о микролитражных автомобилях.
И всё-таки фронтальный привод
К одна тыща девятьсот шестьдесят 6 году Фиттерман вёл фундаментальные исследования сборки малеханькой легковой машины. Институт закупил целую колонну иномарок с разной сборкой. Заднемоторную сборку представляли Рено 8, Hillman Imp, Skoda 1000MB и наш ЗАЗ-965А. Примерами традиционной сборки служили Опель Kadett, также русские Москвич-407 и Москвич-433. Но повышенное внимание Фиттерман уделил переднеприводным машинам. Как образцы продольного расположения мотора, избрали Форд Taunus 12M, Рено четыре и германский Glas. Примерами поперечного агрегата стали Morris-1100 и Autobianchi Primula. В одна тыща девятьсот шестьдесят 5 году в НАМИ поступили также французские переднеприводные новинки Рено шестнадцать и Peugeot 204.
Институт вывел на сравнительные тесты в различных дорожных критериях машины со всеми 3-мя типами привода. Изучалось их поведение на асфальте, на заснеженных и оледенелых зимних трассах, на грунтовых дорогах во время вешней распутицы.
С довоенных времён числилось, что фронтальный привод плохо подходит для наших дорог. Это подтверждали тесты машин Cord и Citroen Traction Avant, трофейных германских Adler и DKW. Но Фиттерман отыскал, что находил – Autobianchi, Morris, Форд и Рено шестнадцать лучше держались на скользких трассах, в особенности в поворотах, уверенно проезжали по размытым грунтовкам и выбирались своим ходом из сугробов. У их это выходило лучше, чем у Опель, Москвича, Запорожца и заднемоторных иномарок. Фиттерман собрал доказательства не только лишь приспособленности фронтального привода к нашим дорожным условиям, да и его преимуществ. Это позволило ему дать чёткое указание ведущему конструктору НАМИ-0124 (1101) Владимиру Миронову компоновать переднеприводную машину с поперечным силовым агрегатом.
Требовалось решить ряд вопросов. Под каким углом к вертикали установить движок? Как увязать его с коробкой, полуосями, подвеской типа Мак-Ферсон и реечным управляющим управлением? По непроверенной версии, Фиттерман и Миронов ориентировались на Peugeot 204, но прямо не копировали его. Я лицезрел ранешний рисунок чертежа сборки с движком Москвича-407 либо 408, рычагами задней подвески от ЗАЗ-966. Но в окончательном варианте движок собрались сделать уникальный, а заднюю подвеску с поперечными торсионами. Идею подвески взяли в долг у Рено 16.
Мотор НАМИ, конечно, сделали рядным, конечно, 4-цилиндровым, с жидкостным остыванием. Он отличался новыми для тех пор решениями: дюралевые блок и головка цилиндров, верхнее размещение распредвала, полусферическая камера сгорания, полнопоточный масляный фильтр, закрытая охлаждающая система с расширительным бачком и электронным вентилятором.
Так же не забывайте про то, что надо купить шины в спб, которые разрешено купить для зимнего сезона, и это по возможности отличные зимние шины. Для лета предлагается купить летние шины. В прочем Раз вы хотите использовать колеса на легковых авто, то купить без проблем резину категории SUV в магазине резины с лучшими ценами "Колеса Даром". Безусловно, не забывайте про то, что надо купить зимние покрышки, которые позволено приобрести для зимнего сезона, и это по возможности качественные зимние колеса. Для зимы советуем купить новые шины. Возможно Разве что, вы захотите эксплуатировать шины на легковых автомобилях, то купить шины в спб сегмента SUV в интернет магазине резины с дешевыми ценами "Колесо Питер".