Передаём за проезд: история разработки микроавтобуса Газель ГАЗ-3221
11 Июля 2017 четырнадцать тыщ 500 девяносто один
Этот маленькой микроавтобус стал неотъемлемым атрибутом жизни каждого обитателя нашей страны, часто пользующегося публичным транспортом. Юркая и емкая "Газелька" практически стала синонимом слова «маршрутка» и так крепко вошла в нашу реальность, что кажется, как будто она была всегда.
Тем удивительнее, что этот удачный автомобиль был первым микроавтобусом в истории Горьковского автозавода.– Оказывается, гепард может догнать и сожрать газель! – Не может быть! Вкупе с пассажирами?! Народный юмор
Cпециализация производства
Русском Союзе на автозаводах была определённая специализация по типам и классам выпускаемых автомобилей: например, на ЗАЗе производили малолитражки вроде ЗАЗ-1102 и авто общественного предназначения (для инвалидов), на Вуале, Ижмаше и АЗЛК - легковые авто малого класса для рядовых русских людей, на ГАЗе - грузовики и номенклатурные легковушки среднего класса, а лимузинами и грузовыми "пятитонниками" занимался столичный Завод имени Лихачева.
Автобусы разной пассажировместимости изготавливались спец предприятиями, расположенными в самых разных уголках большой страны - это и львовские Пролазы, и Ликинские ЛиАЗы, и Павловские "пазики"... Микроавтобусами "управляла" Рижская фабрика, выпускавшая поначалу РАФ-977, а потом и "главный рафик всех времён и народов" РАФ-2203.
Такое рассредотачивание имело практический смысл: конструкторам и технологам было еще проще сосредоточиться на каком-то одном типе выпускаемых тс, а при наличии одновременного производства легковых машин и грузовиков (как у ГАЗа и ЗиЛа) их делили на внутризаводском уровне.
При всем этом своя «автобусная страничка» у ГАЗа была еще на заре его истории! Вправду, еще до начала Величавой Российскей войны у горьковского предприятия был филиал в Канавино, в каком на шасси ГАЗ-АА выполнялись автобусы ГАЗ-3 и ГАЗ 03-30, но совершенно скоро он стал самостоятельным заводом ГЗА, который в период с одна тыща девятьсот 30 три по одна тыща девятьсот 50 год выпустил около пятнадцать 000 автобусов.
Вот поэтому в протяжении всех 5 послевоенных десятилетий существования Горьковского автозавода в русский период на нём выпускались только легковые авто, вэдовые вседорожники и грузовики. Да, на платформе "газонов" разными предприятиями было освоено создание нескольких моделей автобусов как капотной, так и бескапотной сборки, но сам ГАЗ автобусы не выпускал. Не считая автобусных заводов в Павлове и Кургане этим также занимались бессчетные авторемонтные предприятия, но к самому ГАЗу они дела не имели, только используя платформу горьковских грузовиков для выпуска собственной продукции.
Новые времена
В критериях планово-административной экономики Горьковскому автозаводу полностью хватало грузовиков и легковых машин, главным и фактически единственным потребителем которых было правительство, а не «частники».
Это обеспечивало продукцию завода размеренным спросом, время от времени даже перекрывавшим его производственные способности.В восьмидесятые годы в Минавтопроме ощутили необходимость в разработке малотоннажного фургона и микроавтобуса, в каком воспринимали определённое роль и спецы Горьковского автозавода. Проникнувшись темой, на ГАЗе занялись самостоятельной разработкой «полуторки», результатом которой стал грузовой вариант Газели ГАЗ-3221, о котором мы тщательно ведали.
Но не грузовиком единым! Очевидно, на ГАЗе решили заняться созданием не только лишь бортового грузовика, да и цельнометаллического фургона, также микроавтобуса для перевозки пассажиров. Не считая «рафиков» и фургонов ЕрАЗ-762 Ереванского завода, эта ниша в СССР была совсем пустующей.
Управление предприятия верно оценило веяния и тенденции времени: современный микроавтобус на платформе легкого грузовика мог схватить «эстафету» издавна устаревших РАФов.
В отличие от вазовских «маркетологов», в своё время просчитавшихся с трёхдверной «восьмеркой», порядок пуска в создание на ГАЗе обусловили совсем верно: поначалу на рынок должна была выйти грузовая версия, а уже потом – микроавтобус, ведь технологически освоить таковой тип кузова было труднее, чем начать выпуск бортового грузовика. Вприбавок у автомобиля для перевозки пассажиров существует масса ограничений и требований, связанных с безопасностью. А еще в случае рыночного провала первой модели можно было «притормозить» с выпуском микроавтобуса – не будем забывать, что время пуска Газели как раз пришлось на разрушение СССР и образование нового страны (поточнее, целого ряда государств).
Это наложило определённый отпечаток на все производственные процессы, сказываясь на ситуации далековато не наилучшим образом.Существовал и очередной принципиальный аспект: для заводчан создание нового грузовика (пусть и малотоннажного) было полностью обычным делом, в то время как опыта в разработке микроавтобусов у их не было… Вот поэтому после принятия окончательного решения о выпуске версии для перевозки пассажиров, управление ГАЗа обратилось к тем, кто издавна специализировался на производстве автобусов. Идет речь о Павловском автобусном заводе, с которым у горьковчан были тесноватые производственные дела.
ПАЗовский дизайн, ГАЗовский инжиниринг
Конструкторское бюро ПАЗа должно было сделать бывалые эталоны микроавтобуса, «скорой помощи» и грузового фургона в очень сжатые сроки – на ГАЗе планировали представить новейшую модификацию Газели уже на втором Столичном международном мотор-шоу MIMS-93, другими словами, счет шел практически на месяцы.
Роль Павловского автобусного завода в проекте «Газель» для многих осталось потаенной, так как в момент выхода микроавтобусов на рынок особо не афишировалось. Но 1-ые макеты микроавтобусов и фургонов были спроектированы конкретно там.
Правда, конструкцию кузова на ГАЗе отрабатывали сами, так как классические для автобусов ПАЗ технологии (трубчатый каркас, обшитый листовыми панелями) для производства в Нижнем Новгороде не годились. Ведь цельнометаллические кузова на ГАЗе выпускали совершенно по другому, изготавливая цельноштампованные панели и сваривая из их закрытый модуль.
Потому на базе готовых макетов кузов, на самом деле, пришлось создавать поновой, заодно закладывая потенциал для производства «укороченной» на одно заднее окно версии, получившей потом заглавие Соболь.Нарисованный в Павлове микроавтобус сконструировали в Горьком, беря во внимание особенности собственного производства.
Почти во всем создание микроавтобуса упрощалось тем, что «агрегатная база» уже была отработана на грузовой модификации ГАЗ-3302. Но задачка не была таковой лёгкой, как кажется – для того, чтоб автомобиль стал всеполноценным микроавтобусом, к нему было никак не довольно легко «приварить металлическую будку». При перевозке людей принципиально обеспечить пассивную безопасность, применимые устойчивость и маневренность автомобиля, обмыслить их комфортабельную посадку, сделать в пассажирском отсеке вентиляцию и отопление…
Выставочная новинка здесь же «засветилась» на страничках журнальчика «За Рулем»
Все семейство «газелек», включая микроавтобус, вправду проявили в августе одна тыща девятьсот девяносто три года на MIMS-93, как это и было запланировано. В тот момент нашлось много скептиков, которые просто не верили, что таковой автомобиль, в отличие от других «выставочных экземпляров» постсоветского автопрома, вправду появится в продаже в наиблежайшие годы. Но в отличие от тольяттинской «десятки», АЗЛК-2142 и многих других проектов с туманным будущим либо долгим «сроком беременности», Газель совершенно скоро появилась на улицах русских городов.
Так же купить резину в спб, которую имеется возможность заказать для пасмурной погоды, и это может быть будут новые зимние покрышки. Для лета рекомендуется купить шины в спб. Безусловно Раз вы возжелаете использовать покрышки на джипах, то купить шины в спб артикула класса "внедорожников" в магазине колес с дешевыми ценами "Питер Шина". Ну что сказать, купить резину в спб, которую возможно предпочесть для пасмурной погоды, и это может быть будут новые зимние шины. Для зимы рекомендуем купить колеса в спб. Вероятно когда вы пожелаете эксплуатировать колеса на легковых автомобилях, то купить легко покрышки сегмента Sport Utility Vehicle в магазине шин с низкими ценами "Колесо Питер".