воскресенье, 6 октября 2019 г.

Чёрные, белоснежные, выездные и даже с латиницей - русские автономера от 50-х до 80-х


Чёрные, белоснежные, “выездные” и даже с латиницей: русские автономера от 50-х до 80-х

21 Марта 2019

Какими были “правительственные” номера в СССР, и чем они отличались от обычных? Правда ли существовали особые серии для машин, выезжающих за границу? В какой республике были уникальные номерные знаки с внедрением латинских букв? Мы продолжаем исследование русских номеров. В первой части мы затронули раннюю эру с 30-х до 50-х годов, а сейчас пройдёмся по более знакомому нашим читателям промежутку с конца 50-х до 80-х.

Чёрные

а фронтальном однострочном знаке введенных в 1959-м номеров поначалу шли четыре огромные числа (две и две через тире), дальше три буковкы гораздо меньше.

Чёрные, белоснежные, выездные и даже с латиницей - русские автономера от 50-х до 80-х
На заднем двухстрочном знаке сверху числа, понизу поближе к центру – буковкы. Сечение всех символов и канавок треугольное.

Шрифт ранее применявшихся «жёлтых» номеров, о которых мы ведали в первой части, был более «квадратным», а у «чёрных» – скруглённым. Сейчас регион обозначало сочетание первых 2-ух букв. В большинстве случаев оно и указывало на заглавие городка, области, республики.

Деление серий букв по типам транспорта начало расходиться по стране. В Москве и Подмосковье действовало прежнее деление на «частные», «легковые государственные» и «грузовые» серии. В Ленинграде выделялись только серии личных машин, на легковые госучёта и грузовики обычно давали одни и те же серии. Исключение – «ЛЕБ», предназначенная только для легкового муниципального транспорта. В почти всех городках и областях одни и те же серии давали на любые машины.

В конце концов, в почти всех союзных республиках одни серии обозначали столицу, другие – определенные области. Рост парка личных автомобилей отразился на сериях номеров. К примеру, в Подмосковье большая часть серий 60-х от «ЮАА» до «ЮАЯ» пораздавали на грузовики и автобусы, а посреди серий 2-ой половины 70-х: «ЮВА»-«ЮВЯ» и «ЮГА»-«ЮГЗ» преобладали «частные».

Больше всего легенд вертится вокруг «спецсерий». В Москве вначале существовали особые серии: для маршрутных автобусов - «ММА» и такси - «ММТ». Серия «ММЛ» поначалу встречалась на легковых госучёта, потом её передали для такси.

Чёрные, белоснежные, выездные и даже с латиницей - русские автономера от 50-х до 80-х
В конце 70-х появились ещё одна «таксомоторная» серия «МММ» и «автобусная» «ММН». Типо «правительственная» серия «МОС» официально числилась просто легковой гос. В ГОНе и других ведомственных автобазах встречались машины с обыкновенными легковыми сериями госучёта: «МОК», «МКО», «МКЖ», «ММЖ», «МНН». Такие же серии носили мед, учебные и милицейские легковушки. Никаких особых серий для милиции и КГБ в чёрных номерах в Москве не было – они получали обыденные «государственные» серии.

В каждом регионе выдавались особые «выездные» серии для интернационального движения с общими знаками латинского и российского алфавита: «АВТ» в Москве, «АВО» в Столичной области, «АВЕ» в Ленинграде, «АЕВ» в Горьком, «ВСВ» в Вологде, «ВРН» в Латвии и т.д.. Время от времени под «выездные» использовали часть цифровых «десяток» штатских серий - к примеру, «МОО» и «МОР» в Москве. Уникальное явление – «выездная» серия Эстонии «SSA», обыденный чёрный номер с знаками латинского алфавита.

Чёрные номера для байков, как и желтоватые, представляли собой один символ, уменьшенную копию заднего авто. Деления на «государственные» и «частные» серии для байков не было даже в Москве, сочетания букв повторяли любые авто. На прицепы выдавался двухстрочный символ с цифрами сверху, 2-мя знаками в нижнем левом углу, за которыми следовала надпись маленьким шрифтом «прицеп».

Для машин конструкторских бюро автозаводов и институтов, также автомобилей с сборочного потока, проходивших обкатку на дорогах общего использования, предназначались особые номера с 4-мя обыкновенными цифрами и надписью «проба», по формату близкие к обыденным – впереди однострочный, сзади – двухстрочный. Отдельные типы номеров существовали для тракторов, тракторных прицепов и мопедов.

Длительное время машины с новыми «чёрными» и старенькыми «жёлтыми» номерами встречались на дорогах сразу. Посреди 60-х ещё более 50% автомобилей по стране ездили с номерами старенького эталона. В Москве массовую перерегистрацию муниципального и грузового транспорта ГАИ устроила в одна тыща девятьсот шестьдесят семь году к 50-летию Октябрьской революции, а личных машин – в 1970-м, к 100-летию В.И.

Чёрные, белоснежные, выездные и даже с латиницей - русские автономера от 50-х до 80-х
Ленина. В других городках и областях «жёлтые» номера вытеснялись «чёрными» с естественным обновлением парка до 70-х. «Жёлтые» номера попадаются на рынке ретро-техники до сего времени, время от времени вкупе с старыми автомобилями-носителями. «Чёрные» номера – вообщем не уникальность, они ещё встречаются даже на эксплуатируемых автомобилях-ветеранах.

Белоснежные

В 70-е годы Всесоюзный научно-исследовательский институт безопасности движения вместе с ГАИ разрабатывал новый эталон, соответственный интернациональным нормам. Так были сделаны принципно новые «белые» номера ГОСТ 3207-77. У различных типов транспорта появились различные номера. У личных машин третью буковку вынесли вперёд, перед цифрами, и сделали уменьшенной. У муниципального транспорта три буковкы, как и до этого, следовали за 4-мя цифрами. Но на легковые авто выдавалась пара однострочных номеров, а грузовикам и автобусам полагался задний двухстрочный. Сейчас инспектор ГАИ и хоть какой гражданин могли с первого взора найти форму принадлежности автомобиля. Размеры знака и шрифт возросли, тире было упразднено. Белоснежный фон и чёрные знаки подразумевали введение светоотражающей плёнки, но это новаторство ввести не удалось.

1-ые бывалые серии «белых» номеров пораздавали летом одна тыща девятьсот восемьдесят года на транспорт, обслуживавший Московскую олимпиаду.

Чёрные, белоснежные, выездные и даже с латиницей - русские автономера от 50-х до 80-х
С января будущего года их начали выдавать на муниципальный транспорт, причём за год были изменены номера на машинах всех столичных компаний, учреждений и автобаз. В области тот же процесс затянулся года до 1984-го. На столичных личных машинах белоснежные номера появились в мае такого же одна тыща девятьсот восемьдесят один года, на подмосковных – в августе. Полную перерегистрацию личного транспорта провести не удалось, хотя пробы предпринимались. Чёрных номеров на личных машинах всё равно осталось сильно много - и в столице, и в регионах.

Серии букв белоснежным номерам в большинстве случаев доставались в наследие от чёрных. Но бывали и отличия. Так, в Подмосковье на автомобилях отказались от буковкы Ю. На муниципальные легковые и грузовые машины давали серии «МЕА»-«МЕЯ», позже, с одна тыща девятьсот восемьдесят семь года – «МЗА»-«МЗТ». Личным областным автомобилям поначалу выдали от «А-МЖ» до «Я-МЖ», потом от «А-МЕ» до «Я-МЕ», и уже сначала 90-х – «А-МЗ»-«Н-МЗ» и «А-МЛ»-«Г-МЛ». У ленинградских частников основными стали серии от «А-ЛД» до «Я-ЛД». В Москве у такси остались три старенькые серии, а автобусам заместо «ММА» дали «МНА». Конкретно в белоснежных номерах появились особые серии для милиции и пожарных машин: в Москве - «МКМ» (в чёрных номерах была «частная»), в области – «МОМ» и «МЕЧ».

У байков номер снова стал уменьшенной копией заднего «грузового», а прицепам сделали совсем новый двухстрочный с 4-мя цифрами сверху, 2-мя знаками снизу и скошенными нижними краями.

Перестроечные

В эру перестройки началось труднообъяснимое.

Чёрные, белоснежные, выездные и даже с латиницей - русские автономера от 50-х до 80-х
К примеру, в одна тыща девятьсот восемьдесят восемь году «специальным» легковым автомобилям – мед, учебным, спортивным, инкассаторским – обыденные номера поменяли на «перевёрнутые» с знаками впереди цифр: московские серии «ММС» и «ММР», подмосковная «МЗС» и т.д.. В столице появилась серия для кооператоров «МКЗ» в легковом и грузовом вариантах. Штатские серии стали выдавать не по алфавиту, а вперемешку. «Выездные» серии – всем попорядку.

Начались грубые нарушения ГОСТа. Поначалу появились целые серии с «нестандартным» шрифтом, позже на неких сериях вообщем ввели «немецкий» шрифт. В неких регионах погибающего СССР (Минск, Крым) грузовые номера с парой из однострочного и двухстрочного замелькали на личных легковушках. Столичным грузовикам досталась эстонская серия «ЕАТ», а подмосковным – «ЕАХ».

После развала СССР любая из бывших союзных республик ввела собственный эталон номеров. В Русской Федерации номера нового ГОСТа, с некими переменами действующего до сего времени, появились в октябре 1993-го. Они получили не доставшийся белоснежным русским номерам светоотражающий фон и обозначение региона цифровым кодом по французскому эталону. История повторилась: в 1934-м за базу взяли один зарубежный эталон, а ровно шестьдесят лет спустя – другой.

Главное, помните про то, что надо купить колеса в спб, которые можно предпочесть для лютых морозов, и это по возможности новые летние колеса. Для осени советуем купить шины в спб. В прочем когда вы пожелаете использовать колеса на грузовых авто, то купить легко шины направления класса "внедорожников" в магазине резины с низкими ценами "Питер Шина". Главное, не забывайте про то, что надо купить резину в спб, которую возможно заказать для холодной осени, и это по возможности отличные летние шины. Для зимы предлагается купить шины в спб. Безусловно если вы возжелаете эксплуатировать колеса на кроссоверах, то купить лучше резину артикула Sport Utility Vehicle в магазине резины с лучшими ценами "Питер Шина".