Тест-драйв аэродромного ЗИЛ-131 УПГ: два мотора и 6 колес
29 Марта 2015 двенадцать тыщ 600 шестьдесят три
"Эка невидаль – "100 30 1-ый"! Да их еще 10-ки тыщ в строю, какая ж здесь экзотика?" – с такими идеями я желал отрешиться от тест-драйва свежеотреставрированного вездехода. Но обладатель произнес, что такая "аэрофлотовская" машина осталась одна-единственная на весь прошлый СССР.
Казалось бы, чистейшей воды изымательство: вынудить хрестоматийный вездеход колесной формулы 6х6 провести всю жизнь на гладком как стол бетоне аэропорта. Но своя логика здесь все таки была. Итак, в нашем распоряжении один из 10-ов автомобилей аэродромного обеспечения – УПГ-300, установка проверки гидросистем самолетов.
Оборотная сторона романтики
Какой бы романтикой ни было овеяно все, что связано с небом и полетами, есть у авиации и оборотная сторона.
Это бессчетные хлопоты по подготовке самолетов к полету – начиная от пуска мотора и заканчивая регламентными работами по обслуживанию и подмене отработавших положенные часы узлов. Ведь даже такая банальнейшая вещь, как заправка, в авиации сложна и разнопланова: самолеты заправляют не только лишь топливом, а и спиртом, маслом, азотом, воздухом, гидравлическими жидкостями... Каждый процесс рассчитан, расписан и подлежит контролю, ведь мельчайшая неувязочка может вылиться в отказ, а в небе отказ – уже трагедия.
Сделать авиасервис не таким, каким бывает автосервис, а оперативным и идеально правильным помогают специально сделанные агрегаты. Их принято монтировать на базе автомобилей, и почти всегда это шасси грузовиков завышенной проходимости – сначала ЗИЛ-131. Так решили и создатели УПГ-300, испытательной установки для гидросистем самолета – одной из главных систем воздушных судов. Средством гидравлики у их выпускаются шасси, смещаются закрылки, отклоняются рули и прочее.
Почему конкретно ЗИЛ-131? Во-1-х, нужен был конкретно вездеход, так как предполагалось использовать УПГ не только лишь в единственной в СССР штатской авиакомпании "Аэрофлот", да и для обслуживания боевых самолетов. А армия – это, конечно, обязательно полный привод, так как полевые аэродромы, временные дороги, грязюка, снега, броды и прочее.
Во-2-х, ВВС требовался универсальный автомобиль, способный не только лишь возить на для себя тест-системы для самолетов, да и буксировать сами самолеты меж капонирами, ангарами, рулежными дорожками, постами ТО... А потащить по земле истребитель либо вертолет может только машина с огромным числом ведущих колес. В конце концов, "100 30 1-ый" был удачным среднетоннажным вездеходом периода 1970-1990 годов, массовым и довольно большим и массивным, чтоб поместить на для себя устройства для обслуживания самолетов.Что это?
Неунывающий желтоватый цвет – фирменная раскраска всей наземной техники "Аэрофлота". Белоснежные диски добавляют нарядности, а красно-белая зебра на бампере – совсем не декор, а символ отличия аэродромного транспорта. Вобщем, муниципальный номерной символ тоже есть. Любопытно, что сначало машина не была желтоватой, внутренние поверхности кабины покрашены традиционным для ЗИЛ-131 цветом хаки. Это не халатность реставраторов мастерской Old Car Service, такая была практика тех времен, и производитель нашего самоходного гидроагрегата Куйбышевский завод "Старт" не делал исключения для "Аэрофлота". Ведь в главном установки поставлялись в армию, где, фактически, они употребляются и на данный момент.
Размещенный на всю длину зиловской рамы достаточно благообразный контейнер прячет внутри себя практически неописуемый набор оборудования. Кое-где в самой глубине укрыт 180-сильный V-образный движок – внимание! – более мощнейший, чем помещенный под фронтальным капотом штатный зиловский V8.
Если передняя "восьмерка", так сказать, маршевая, чисто авто и обеспечивает передвижение всей установки, то спрятанный сзади бензиновый мотор марки ЗИЛ-375 (таковой применялся на ранешних Уралах, прозванных "Обжорами" за расход горючего) приводит в действие генератор и три гидронасоса, которые оперируют с рабочей жидкостью самолета.Рядом с этим движком расположены его раздаточная коробка, гидробак, бензобак, аккумуляторные батареи, трубопроводы и бессчетные приборы их коммутации – ведь УПГ-300 производит с гидросистемой самолета самые различные процедуры: опрессовку высочайшим давлением, заправку, чистку, кольцевую прокачку, развоздушивание…
По левому и правому бортам – отсеки с контрольными устройствами и элементами управления гидравликой. Открыл крышки-капоты, стою, рассматриваю… Как бы ничего заумного – краны, кнопки, циферблаты, но их столько, что начинаешь осознавать: машина-носитель при всем ее авто совершенстве – всего только детский лепет на этом фоне. Полезу-ка я лучше за руль…
Рулим гидроагрегатом
В период армейской юности мне доводилось управлять ЗИЛ-131. По меркам тех лет это был очень продвинутый автомобиль – все ведущие, подключение передка щелчком тумблера, да что там, одна только 5-ступенчатая коробка чего стоила! Ведь легковых машин с "пятиступками" у нас тогда не было. Кстати, как и с бесконтактным электрическим зажиганием, а "100 30 1-ый" мог таким повытрепываться. Но если тогда, посреди 1980-х, ассоциировать ЗИЛ-131 было не с чем, то на данный момент за плечами опыт сотни-другой тестированных машин. Любопытно, как он себя сейчас покажет? И ЗИЛ показал себя молодцом.
Чуть ли не единственная трудность – попасть в кабину. Взбираться на высшую подножку пришлось с определенным напряжением мускул брюшного пресса. Еще бы, когда дверная ручка была у меня на уровне глаз! Ну и последующий шаг, с широкой подножки в кабину, тоже был не самым легким, и здесь очень понадобился металлической поручень справа от дверного проема.
Сидение мягкое, посадка высочайшая, не считая продольной регулировки еще есть возможность поднять подушку и наклонить спинку, но для этого необходимо откручивать болты. А вот со свободным местом как-то не сложилось.
Невзирая на то что машина кажется большой, обитаемая часть кабины невелика: руль практически упирается в животик (нет же, пивом не злоупотребляю!), припас над головой маленькой. Вобщем, посиживать комфортно и жать тугие педали тоже.Вперед!
На ЗИЛах той поры было принято трогаться со 2-ой передачи, даже на схеме включения она размещена там, где у других машин 1-ая. А реальная 1-ая служила вроде бы "понижайкой" для троганья на крутой подъем с полной загрузкой, при езде с прицепом. "Кочерга" рычага КПП тугая, но передачи врубаются щелчком, не ошибешься. У сцепления внезапно длиннющий ход, привод педали механический, и кажется, что пяткой ощущаешь, как смыкаются-размыкаются диски его, по-старинному говоря, "муфты". Ну что, поехали?
Машина быстро берет с места, уверенный рокот 150-сильного мотора доносится впереди снизу. 2-ая передача длинноватая, до третьей ступени дело доходит лишь на прямой улице. Асфальт на городской окраине издавна разбит, но даже на самых "злых" колдобинах ЗИЛ только покачивает капотом – плавность хода с 3-мя осями отменная.
Динамика, естественно, не легковая, но разгон вселяет уверенность – ровненький, мощнейший. До того как движок "упирается" на верхах, мы на третьей передаче достигаем разумного для городка предела. Кстати, чтоб армейские водители (в массе собственной юные и жаркие) не превосходили скорость и не губили движок высочайшими оборотами, движок обустроен ограничителем частоты вращения коленчатого вала.
Но солдатская находчивость проявлялась и тут – бойцы умели отключать ограничитель от карбюратора, тогда и "131-й" мог развивать заместо паспортных 80-90 км/ч совсем сумасшедшие для него 100 10 км/ч. Правда, обороты тогда существенно превосходили номинальные три 200 об/мин.
Кстати, на тестовом ЗИЛ-131 УПГ-300 масса гидрооборудования за спиной ощущается – машина не так быстро берет с места, хотя и едет все с той же 2-ой передачи.Не своя стихия
Как досадно бы это не звучало, мы катались на "аэрофлотовском" УПГ-300 только по городским дорогам. Но в случае с ЗИЛ-131 не в собственной стихии – не означает не в собственной тарелке. Автомобиль не напрасно был самым всераспространенным вездеходом Русской Армии, армий государств Варшавского контракта и союзников СССР (выпущено без малого один млн экземпляров). При всей собственной армейской ориентации и выдающихся внедорожных качествах (которые могут послужить темой для отдельной статьи) шестиколесный вездеход отлично адаптирован к ежедневной езде по дорогам общего использования. Обычная для грузовика обзорность – кабина-то стандартная, штатская.
Ну что сказать, не забывайте про то, что надо купить резину в спб, которую не возбраняется облюбовать для зимнего сезона, и это быть может великолепные зимние шины. Для весны предлагается купить шины в спб. Безусловно Разве что, вы хотите эксплуатировать колеса на джипах, то купить легко резину сегмента "Спортивно Улитарного автомобиля" в интернет магазине шин с дешевыми ценами "Колесо Питер". Главное, не забывайте про то, что надо купить резину в спб, которую не запрещается взять для холодной осени, и это может быть будут крепкие всесезонные колеса. Для зимы советуем купить шины в спб. Возможно В том случае, когда вы захотите использовать колеса на легковых автомобилях, то купить шины в спб номенклатуры Sport Utility Vehicle в интернет магазине колес с дешевыми ценами "Мосавтошина".